Евгений Ерахтин: «Без симбиоза опыта и молодости прогресса не будет»

Новости подведомственных учреждений
1 октября 2018 г. в 14:26
Фото из открытых источников

Этот сезон команда «Саяны» начала под руководством нового тренера. Ледовую дружину возглавил мастер спорта, заслуженный тренер России Евгений Ерахтин.

– Евгений Владимирович, перед вами, по сути, стоит задача сформировать команду, которая в ближайшем будущем сможет играть в суперлиге. Задача непростая…

– …но вполне выполнимая. Иначе бы я сюда не приехал из Иркутска. Да, передо мной стоит задача сформировать коллектив, способный бороться за самые высокие места. С упором на местных молодых хоккеистов. Честно скажу, мне трудно судить об уровне мастерства ребят, которых я не видел на льду. Я знаю возможности Александра Захваткина, Евгения Ткачука, Дмитрия Бутакова, Сергея Саблина. Я понимаю, на что они способны. С остальными сложнее…

– На сегодняшний день процентное соотношение своих игроков и не своих – 80 на 20.

– Совершенно верно. И 80 процентов – это ребята совсем ещё молодые. Средний возраст команды – 22 года. Сразу скажу: то, что я вижу, меня устраивает. Удовлетворяет их отношение, желание, стремление, их уровень физической готовности. Большего пока сказать не могу – я их на коньках не видел. Вот в чём вопрос. Мне надо провести сбор на льду – вот тогда я буду чётко понимать кто на что и насколько готов. Поэтому говорить о том, что я их сейчас тут как натренирую-натренирую… Потому что пришёл тут такой Ерахтин. Старик Хоттабыч! Трах-тибидох – и как начали всех громить! Это же абсурд. Я понимаю куда пришёл и с какой целью. И прекрасно понимаю, что многие болельщики мечтают о суперлиге. Суперлига – дело хорошее. Но вы задумайтесь: что мы там будем делать? В команде шесть человек, чей возраст 16 – 17 лет (защитники Ярослав Васильев, Максим Рязанов, полузащитники Кирилл Бутенко, Влад Дайсадзе, нападающие Сергей Максимов, Даниил Золотухин. – А.Д.). Мы и выдающуюся игру не покажем, и ребят сломаем психологически. Поэтому, когда мы разговаривали с главой Хакасии  Виктором Михайловичем Зиминым, я чётко дал понять: в суперлигу на сегодняшний день нам пока рано. Я повторяю: на сегодняшний день. А чтобы вернуться к этому разговору, например, через год, нужно провести довольно серьёзную работу. Пока не закрылось трансфертное окно, необходимо усилиться. Это 100 процентов. Молодых ребят должен учить не только тренер, но и опытные игроки. Я хочу привлечь троих человек, которые прошли через суперлигу. Мне нужны такие хоккеисты, которые бы ещё и своим примером, своим отношением к делу, своим мастерством учили молодёжь. Только так молодые ребята начнут прогрессировать. Без этого симбиоза опыта и молодости прогресса не будет.

Из тех игроков, что пришли в нынешнем сезоне – это Тимофей Ващук и Костя Жаданов. Они, кстати, воспитанники абаканской школы хоккея с мячом. Тимофей в последнее время играл в Красноярске за «Енисей-2». Отец Кости – Евгений Жаданов – в представлениях не нуждается. Он не один год отстаивал честь абаканских «Саян». Костя пошёл по стопам отца. Успел он поиграть и за хабаровский «СКА-Нефтяник-2», и за «Динамо-Казань».

Ещё три хоккеиста – это воспитанники кемеровского и красноярского хоккея с мячом: Иван Касаткин, Руслан Гавричков и Николай Верещагин. Они играли в прошлом сезоне. Сейчас на просмотре у нас Роберт Гиниатуллин из Ульяновска. Я доволен его уровнем мастерства. Но, опять же повторюсь, мне надо их всех увидеть на коньках. Бывает так, что человек всё здорово делает на земле: бегает, прыгает, играет, но, как только надевает коньки, хочется сказать: «До свидания».

– Вы тоже воспитанник абаканского хоккея с мячом. Кто повлиял на становлении вас как хоккеиста в детские годы? Насколько я знаю, очень большую роль сыграл ваш отец, Владимир Фёдорович.

– Да, самое большое влияние – это однозначно мой отец. Он сам играл в хоккей и меня поставил на коньки в два года. Привязали коньки-снегурки к валенкам и всё. Мне это так понравилось, что я даже в ясли в них ходил. Пока коньки не наденут, я ни в какую не хотел никуда идти. Коньки надели – всё, пошёл. Мы жили в районе «Космоса», а ясли были ближе к «Гавани». И меня мать всё время в этих коньках водила.

Вот с этого, наверное, всё и началось. Когда стал подрастать, пошли игры во дворе. Много тогда было ребятишек. Летом играли в футбол, зимой – в хоккей.

У меня было два варианта при выборе жизненного пути: либо пойти в спорт, либо по криминальной лестнице. Район-то у нас был такой… не очень законопослушный, мягко говоря. Поэтому спасибо отцу. Если бы не он, ещё неизвестно, что из меня могло получиться. Отец играл за команду мехзавода «Торпедо» на первенстве Хакасии. Я ходил с ним на матчи, ездил на выездные игры. При мне он дома точил коньки. Клюшка, мяч – всё это мне было жутко интересно.

Когда я пошёл в школу, узнал про секцию хоккея. Детей набирал Валерий Александрович Баранцев. Он с нами и занимался. Я был в той секции, Алексей Викторович Литовкин, нынешний администратор «Саян», тоже там оказался. Мы вместе начинали.  Со временем образовалась детская команда «Торпедо».

До уровня «Саян» нас довёл Александр Васильевич Музалёв. Валерий Александрович, я помню, ушёл – были  у него какие-то семейные обстоятельства. А что касается Александра Васильевича… Он воспитывал нас как тренер. Ездил с нами по всем спортивным лагерям из года в год. И это при том, что у него не было какого-то спортивного образования. Работал человек на мехзаводе. Руководство предприятия шло ему навстречу – способствовало тому, чтобы он занимался с детьми.

И вот это всё позволило нам попасть в состав «Саян». Я имею в виду себя, Алексея Литовкина, Андрея Калинина, Володю Ульянова, Олега Крутикова... Виталий Александрович Лазицкий приглашал в команду игроков из разных городов. Кто-то приходил, кто-то уходил, не выдерживая нагрузок. Мы естественно первое время сидели на лавке. Понимали, что ещё не готовы на таком уровне играть на равных. Тогда ведь и первая лига была немножко другая – не то, что сейчас. Мастерство некоторых команд можно сравнить с уровнем тех, кто сейчас играет в суперлиге.

На замену меня начали выпускать в 1985 году, когда мы попали в высшую лигу. А в основной состав я пробился в 1986-м. Мы в тот год вылетели из высшей лиги, много кто из команды ушёл, и молодёжь, можно сказать, вынужденно была занимать ведущие позиции в «Саянах». И вот тогда-то я стал заявлять о себе более серьёзно. Конечно, ещё не хватало мастерства и стабильности, зато отыграл весь сезон в основном составе, а самое важное – мы вновь завоевали путёвку в высшую лигу.

– В одном из интервью вы сказали, что те бронзовые медали «Саян», что они завоевали в 1994 году, стали стечением многих обстоятельств. Если учитывать что в девяностые время было непростое.

– Время было, да, непростое. Безденежье. Но у нас подобралась такая команда, когда все ребята находились на пике своих возможностей. Уже есть и опыт, и мастерства хватает. Вот просто всё-всё-всё сложилось в один пазл. Мы в своей группе – восточной – заняли четвёртое место. В четвертьфинале игра с архангельским «Водником». Можно сказать, что нам здорово повезло, но везёт сильнейшим... Мы в общем-то тоже играли неплохо. Первая игра – 6:2, вторая – 2:4. По разнице забитых, пропущенных мячей мы прошли дальше. А ведь «Водник» в то время уже подбирался к лидерам, с 1996 года по 2000-й и с 2002 года по 2005-й они были чемпионами России. Только красноярский «Енисей» их смог однажды остановить.

В полуфинале играли с «Сибсельмашем». А «Сибсельмаш» на тот момент довольно серьёзно котировался. Мы иллюзий особых не испытывали, и так выше головы прыгнули. «Сибсельмаш» от нас чудом отскочил. Мы в Абакане сыграли 3:3, а в Новосибирске они нам забили пять мячей, четыре из них… с пенальти.

– Судейство помогло?

– Были там свои моменты. Я не люблю говорить про судейство. Игра складывалась так, что им пришлось очень тяжело. За несколько минут до конца встречи счёт был 4:4. Ничья нас устраивала. Преимущество мяча, забитого на чужом поле, и мы в финале. Всё решил назначенный пенальти в наши ворота. Так вот они выиграли у нас со счётом 5:4. На следующий год, кстати, новосибирцы стали чемпионами.

А матч за третье место... Это уже было в Кирове. Поехали без запасных. Один Дмитрий Кремзуков, как второй вратарь, больше никого на лавке не сидело. Играли с «Родиной» вообще без замен. И довольно хорошо играли. В трёх играх две победы: 8:0, 4:5, 3:2.

Я что хочу сказать: ничего случайного не бывает. В спорте, и в хоккее с мячом в частности. Я ж говорю: всё это складывалось постепенно. Я считаю, что мы заслуженно стали бронзовыми призёрами чемпионата страны.

– 1996 год стал для вас судьбоносным – вы сменили клуб, место жительство, образ жизни. Почему поехали в Иркутск? Вас же приглашали к себе и другие клубы.

– Иркутск, наверное, был самым заинтересованным во мне клубом. Помню, что в Первоуральск сильно звали, ещё куда-то… В Иркутске Сергей Лихачёв был тренером в то время. Он настойчиво звал к себе. Я не хотел уезжать – вроде как уже 30 лет, вся жизнь прошла в Абакане. Куда поеду? Но опять же понимал, что в Абакане у хоккея с мячом не очень радужные перспективы. Клуб в тяжёлом состоянии. На сборы денег нет, зарплату платить нечем. А в Иркутске вроде как ситуация получше. Взял её под своё крыло один функционер, соответственно борьба идёт не за выживание в высшей лиге, а за самые высокие места. Наверное, вот это меня и подвигло к переезду в другой регион.

В Иркутск мы поехали с Алексеем Терентьевым. Нас приняли как своих. Особенно мы подружились с капитаном команды Василием Донских. В последствии совместно плодотворно работали в «Байкал-Энергиии». Он в качестве директора клуба, а я в должности главного тренера. Было очень интересно вливаться в новую жизнь. Ажиотаж! Зрители! Команда же была наслуху, на неё обращали внимание руководство области, СМИ, спонсоры. Внимание колоссальное. И когда я стал одним из лидеров команды, всё-всё-всё сложилось. И сложилось как-то так неожиданно. Уезжая из Абакана, я что думал: ну, поиграю год-два, финансовые вопросы в какой-то степени решу и вернусь обратно…

– И не вернулись.

– А как вернёшься? Первый год отыграл – мы четвёртыми стали. На следующий год – серебряные медали. Стадион – 30 тысяч народу. Тебя куда-то там на руках несут… Ты уже зарекомендовал себя как центральный полузащитник. И уже без тебя игра не строится. Ну вот куда ты поедешь? Ты же здравомыслящий человек.

Потом ещё на два года подписал контракт. Ну, думаю, после этого точно поеду домой. А вместо чётырёх лет оказалось 22 года.

– А вы готовили себя к тренерской работе? Вы же понимали, что невозможно играть всю жизнь.

– Готовил. Даже когда я уходил из «Саян», меня вызывали в спорткомитет и предлагали стать тренером. В 30 лет тренером… Я решил, что ещё рановато. Тем более что был в довольно хорошей физической форме, хотел играть. Зачем мне это надо?

А в Иркутске, конечно, я об этом задумывался всё чаще и чаще. С годик, прикидывал, с ребятишками поработаю. Может быть, с молодёжной командой или ещё какой-то вариант подвернётся. А всё решилось само собой. Главного тренера «Байкал-Энергии» убрали и предложили мне занять вакантную должность. Мне тогда уже было 40. Имелось естественно какое-то видение того, как должна формироваться команда, строиться игра, но… Но я отказался. На тот момент был человек, который более заслуживал этой должности – Александр Геннадьевич Шишкин. Он постарше меня, поопытнее. Мастер спорта СССР международного класса, чемпион мира. «Саша более квалифицированный специалист, давайте я ему буду помогать. Я должен понять: нужно мне это или не нужно, получится или не получится…» Прошло какое-то время, и случилось то, что обычно происходит с тренерами. Как сказал наш легендарный хоккеист Владимир Яковлевич Плавунов: «Тренер – это пальто на вешалке. Никогда не знаешь, когда тебя снимут». Сашу сняли, поставили меня. 12 лет карьеры тренера. Тоже с переменным успехом. Был момент, когда я и сам уходил. Два года работал помощником Валерия Ивановича Эйхвальда. Выдающийся игрок, тренер, человек. Потом вернулся опять в роли главного тренера и вместе с Валерием Грачёвым, я считаю, добились неплохих результатов. Сначала была бронза, потом выиграли Кубок России, после этого ещё два раза подряд становились серебряными призёрами чемпионата страны среди команд суперлиги. Но всё когда-то заканчивается. В прошлом году мы работали с Андреем Юрьевичем Пашкиным. После ряда неудачных матчей приняли решений подать в отставку. Какое-то время работал методистом в детской хоккейной школе «Сибскана», пока не поступило предложение вернуться в родной город. Я недолго думал, всё-таки «Саяны» для меня не чужая команда. Всё, что в моих силах, я сделаю. Задача перед нами стоит одна – побеждать в каждом матче.

– Евгений Владимирович, 90-е годы далеко в прошлом, была ли у вас возможность следить за развитием хоккея с мячом в Хакасии?

– Конечно, я проявлял интерес к тому, что здесь происходит. Знал, что появляются молодые ребята, которые востребованы, это Алан Джусоев, Илья Лопатин… И что «Саяны» предпринимали попытки вернуться в суперлигу. Под руководством Сергея Лихачёва им удалось это сделать, но, к сожалению, не получилось удержаться. Знал, что есть трудности определённые и что есть позитивные моменты в развитии хоккея с мячом. Стадион заметно обновился. Это и трибун, и освещения касается, и льда – имеются специальные заливочные машины. ХХ юбилейный международный турнир по хоккею с мячом на призы правительства России проводился здесь, у вас, в декабре 2012 года. Без понимания со стороны республиканских и городских властей всего этого добиться сложно. В одной связке с правительством Хакасии и конкретно с министерством спорта республики и нужно дальше двигаться, решать все возникающие проблемы, а задача ребят доказывать на льду, что они заслуживают большего. Тогда будет и суперлига, и победы, и заполненные трибуны.

Блиц-опрос

– Евгений Владимирович, можно такой блиц-опрос? Ваши сильные и слабые стороны как хоккеиста?

– Самому себя оценивать как-то неэтично…

 – А как тренера? 

– Знаете, пусть меня оценивают люди, а я буду заниматься той работой, которую мне доверили на сегодняшний день.

– Чем-то увлекаетесь помимо хоккея? Не одним же спортом жив человек…

– Люблю активный отдых на природе, посидеть с удочкой. Но не заядлый рыбак.

– Наверняка в футболе есть любимая команда. За кого болеете?

– За «Манчестер Сити».

– Что вы цените в людях?

– Честность, порядочность.

– Чего бы вы никогда не простили?

– Предательства.

– Есть любимый город?

– Их два. Абакан, Иркутск.

– Есть какие-то предпочтения в свободное от работы время? Какое кино любите смотреть, что читаете, если вообще есть время на книги.

– Свободного времени мало. Читать практически не удаётся, но люблю. Кино люблю смотреть.Путешествовать, особенно люблю отдыхать на Байкале.   

Беседовал Александр Дубровин

Газета "Хакасия"