Интервью ученицы основателя лыжных трасс в п. Вершина Теи Любови Уваровой опубликовала газета «Хакасия»

Спорт в Хакасии
14 января 2015 г. в 12:24
Фото из открытых источников

Любовь Уварова, ученица Бориса Михайловича Быстрова – заслуженного тренера СССР и России, основателя лыжных трасс и места для проведения тренировочных мероприятий для сборных команд СССР и России по лыжным гонкам, биатлону и лыжному двоеборью в п. Вершина Теи рассказала Газете «Хакасия» о великом тренере, Вершине Теи и о своем пути в спорте.

Спорту все возрасты покорны

Это про Любовь УВАРОВУ. В ноябре прошлого года Любовь Алексеевна прилетела из Москвы в Хакасию, чтоб принять участие в открытии мемориальной доски заслуженному тренеру СССР и России Борису Быстрову. Своему тренеру, своему учителю. Человеку, открывшему для всей спортивной страны трассы в посёлке Вершина Тёи Аскизского района. 
1 января Любовь Алексеевна отметила свой юбилей, с чем её и поздравляем!

— У Бориса Михайловича Быстрова я начала тренироваться с 1967 года, когда попала в сборную Центрального совета добровольного спортивного общества «Локомотив». Потом я тренировалась у его супруги, Аллы Фёдоровны, которая тоже занималась тренерской деятельностью. К большому сожалению, по состоянию здоровья она не смогла прилететь, но просила передать низкий поклон и слова благодарности земле Хакасии и лично министру спорта республики Валерию Васильевичу Денщикову за то, что так высоко ценятся заслуги Бориса Михайловича в спорте. Это беспрецедентный случай, когда память о тренере по лыжным гонкам увековечивают таким образом. У Бориса Михайловича две дочки, трое внуков. Все они передают большой привет и огромное спасибо.
— Любовь Алексеевна, а как получилось, что вы оказались в Хакасии?
— Я на сайте министерства спорта республики в разделе «гостевая книга» оставила сообщение, где рассказала о Борисе Михайловиче. Там же указала свой номер телефона и электронный адрес. Таким образом завязалась переписка. А в июне, когда Валерий Васильевич был в Москве, появилась возможность встретиться и пообщаться. Я ему передала весь материал, собранный для вашего музея спортивной славы Аллой Фёдоровной. Там и фотографии, и грамоты, и стихи… Есть даже две картины, написанные новосибирским художником. На них запечатлена Тёя того времени.
— До сих пор идут споры по поводу того, в каком именно году Борис Быстров впервые оказался в посёлке Вершина Тёи…
— Вершину Тёи для лыжников он открыл в году 1971-м. По-моему, это было перед Олимпиадой в Саппоро. Он приехал сюда с тремя парнями из добровольно-спортивного общества «Локомотив». Сохранились фотографии, которые я также передала в музей спорта. На одной из них виден шалаш, сделанный собственными руками Бориса Михайловича. Стоят Борис Михайлович Быстров, ещё один тренер Виктор Александрович Иванов с секундомером в руках и записывают результаты, показанные на контрольных тренировках. Благодаря подготовке в Тёе сборная страны отлично выступала на Олимпиадах 1976, 1980, 1984 годов и трёх чемпионатах мира (1978, 1982, 1985), завоевав в общей сложности 12 золотых медалей.
— Президент Федерации лыжных гонок России Елена Валерьевна Вяльбе говорила, что он был удивительно добрым человеком.
— Он был замечательным человеком и уникальным тренером. В чём его уникальность? У него никто не мог перетренироваться. Знал он меру и умело подводил спортсменов к основным соревнованиям в отличной форме. Но самое главное, что в нём было, — да, это доброта. Он никогда не повышал голоса, но если бросал взгляд… Лучше б уж накричал.
— А вы коренная москвичка?
— Я из Башкирии. Родилась в Уфе. Училась в железнодорожной школе. Как-то раз попросили выступить за локомотивное депо. На одном из первенств общества «Локомотив» меня и приметили. Попала в юниорскую сборную, потом в основной состав.
— Затянуло вас.
— Затянуло. И всё потому, что рядом был такой тренер, как Борис Михайлович Быстров. И до сих пор нет желания бросить, хотя пережила инфаркт, инсульт. А ведь многие бросили. Ушли — и всё. Как отрубило. А мне с каждым годом хочется тренироваться всё больше и больше. Осенний кросс по пересечённой местности «7 холмов» протяженностью в 11 километров я пробегаю за 51 минуту. Даже в молодости не было таких результатов. Можно сказать, вообще не любила кроссы. Сейчас занимаюсь по четыре-пять раз в неделю. В основном это кроссы, бег с имитацией в подъёмы, велосипед, плавание и спортивные игры. Много времени уделяю тренировкам на лыжероллерах, как классических, так и коньковых. В этом году на первенстве России в Пестове (Новгородская область) в своей возрастной группе заняла первое место в классическом и коньковом стиле, а также в кроссе. В кроссе в своей группе всегда финиширую первой с большим отрывом.
— И откуда это всё?
— Школа, где я училась, находилась в 10 километрах от дома. Закалка ещё с тех времён.
Иногда я тренируюсь и по два раза в день, но это в основном летом. В первой половине дня — длительная тренировка на лыжероллерах, а вечером — кросс, плавание или велосипед… Зимой тренироваться так не получается, не хватает светлого времени суток. Я полтора часа только до лыжной трассы добираюсь. Три часа на дорогу — очень долго. Тренируюсь на трассах, рядом с которыми жил Борис Михайлович. Часто после тренировки захожу в гости к Алле Фёдоровне. Она меня уже ждёт, пьём чай, пересматриваем старые фотографии. Вспоминаем Бориса Михайловича и всех членов сборной страны тех лет.
Между прочим, гостеприимство Быстровых знакомо многим лыжникам — и простым, и членам сборной СССР, которые приезжали в Москву. Где остановиться? Едешь к ним. В тесноте, да не в обиде.
— А их дети пошли по стопам родителей?
— К сожалению или счастью, ни старшая дочь, ни младшая профессионально спортом не занимались. Хотя вместе с нами и ездили на сборы — в Эстонию, Грузию, Западную Украину... По всей стране мотались. Девочек просто не с кем было оставить. Ирина — младшая — сейчас живёт в Америке. Старшая, Светлана, в Москве. Она очень хотела прилететь на открытие мемориальной доски в Тёе, но из-за проблем в семье не смогла. А у Аллы Фёдоровны больное сердце и астма. У неё два внука и внучка.
Светлана с Ириной занимались спортом на любительском уровне. И их стремление добиваться поставленной цели в обычной жизни — корнями оттуда. Спорт как раз этому и учит. Вот я после инсульта, после инфаркта снова встала на лыжи. В 2012 году в Германии и в 2014-м в Австрии дважды становилась серебряным призёром Кубка мира мастеров. В 2015 году он пройдёт в Сыктывкаре. Там я буду самой старшей в своей группе, моя задача подняться на пьедестал почёта, сами понимаете, заметно усложняется, а вот в Финляндии в 2016-м окажусь самой молодой.
— Таких, как вы, много? Насколько серьёзная конкуренция?
— Моя возрастная группа — самая массовая. На последнем Кубке мира в классическом стиле участвовало семь человек, а в коньковом набралось… 28. Представляете, какая борьба развернулась?
Сразу хочу сказать, что такие фанаты, как я, есть только у нас в России. В других странах для спортсменов результат хоть и важен, но большую роль играет само участие. А нам же надо побеждать! Это чисто российское. И у мужчин то же самое. Мы в этом году привезли с Кубка мира мастеров из Австрии в общей сложности 136 медалей: из них 53 золотых, 44 серебряных и 39 бронзовых. Первое место в общекомандном зачёте. На второй позиции Финляндия — всего 48 медалей (18 — 22 — 8), на третьей — Норвегия с 36-ю (17 — 10 — 9)… Конкуренция с каждым годом только возрастает. По две с половиной тысячи спортсменов собирается, даже африканцы участвуют. Я уж не говорю про китайцев, японцев...
— А где африканцы тренируются на лыжах?
— На песке.
— Вы это серьёзно?
— Да. И это намного тяжелее, чем на снегу.
— Любовь Алексеевна, а в каком количестве измеряются все ваши медали?
— Честно говоря, не считала. Сейчас ведь ещё и кубки стоят на полке. Больше десятка золотых и серебряных — это точно. Бронзовых медалей меньше. Только по лёгкой атлетике.
— Извините, конечно, но на какие деньги ездите? Вам кто-то помогает финансово?
— Откладываю с пенсии. А к вам сюда я приехала только потому, что все затраты на себя взяло Министерство спорта Хакасии по инициативе Валерия Васильевича Денщикова, за что ему огромное спасибо. В Вершине Тёи я впервые. Руки так и чешутся взять лыжи и проехать по трассам, которые были сделаны в последнее время. О них я много наслышана. Как и о самой Тёе. Её преимущество — не только в среднегорье, но и достаточно мягком климате. На Алдане тоже созданы все условия для тренировок, только вот очень морозно. А здесь у вас снежок, тепло, хорошо. Гостиничные номера комфортные. И самое главное — ведётся строительство Центра спортивной подготовки. Хочется пожелать сил и терпения республиканским властям во главе с Виктором Михайловичем Зиминым, чтоб при федеральной продержке довести всё начатое до логического конца.
— В Сочи вы не были?
— Нет, я в те дни участвовала в соревнованиях. Когда наши ребята бежали 50 километров, как раз пришла с гонок вместе с другими спортсменами. Все мы собрались у телевизора, скандируя и поддерживая наших лыжников. Они должны были победить и победили, заняв весь пьедестал почёта. Жаль, что у других не всё получилось. Например, Сергей Устюгов не смог показать лучших результатов. Все эти падения... Обидно, конечно, тем более на домашней Олимпиаде. Но жизнь есть жизнь и в спорте бывает всякое.
Мне очень хочется, чтобы подрастающее поколение брало пример с лидеров мирового спорта, но, к сожалению, не всё, что я вижу сегодня, меня радует. Как-то мне удалось побывать на первенстве России. Гляжу на молодых спортсменов и не чувствую в них того фанатизма, который был у нас. Вот мне 1 января исполнится 65 лет, а я чувствую себя гораздо моложе. Когда мне впервые выдали лыжи финской фирмы «Ярвинен», то я была так рада, что даже спала с ними в обнимку. Тогда мы сами готовили лыжи к соревнованиям и тренировкам. А сейчас для этого есть сервисные центры — только тренируйся и не ленись. Хоть и говорят, что не обязательно побеждать на Олимпийских играх, но стремиться к этому надо каждому спортсмену. Ведь наши победы и стремления побуждают к здоровому образу жизни молодёжь, и это главное. Сегодня мы, а завтра наши дети и внуки будут строить будущее страны. Каким оно будет, зависит от всех нас.

Беседовал
Александр ДУБРОВИН

В Хакасии увековечили имя великого тренера