Анатолий Карташов: "Мне довелось играть против первой тройки ЦСКА"

Новости подведомственных учреждений
30 июня 2017 г. в 16:28
Фото из открытых источников

Интервью подготовлено пресс-службой спортивной школы "Саяны".

Анатолий Петрович Карташов – отличник физической культуры и спорта России, заслуженный работник физической культуры и спорта Республики Хакасия, судья республиканской и всесоюзной категории по хоккею с мячом – в далекие 60-е прошлого века был любимцем абаканских  болельщиков как на футбольном поле, так и на льду, а, завершив карьеру игрока, посвятил себя судейству, став первым и единственным в Хакасии судьей всесоюзной категории по хоккею с мячом. Несмотря на солидный возраст, ветеран и сегодня регулярно посещает календарные матчи команды «Саяны» и спортивные мероприятия, проводимые в Абакане, а незадолго до окончания прошедшего хоккейного сезона Анатолий Петрович дал интервью сайту sk19.ru, поделившись воспоминаниями и изложив свой взгляд на состояние дел в хоккее с мячом сегодня.

 - Анатолий Петрович, добрый день! Посетителям сайта sk19, поклонникам хоккея с мячом и просто любителям спорта, значительную часть которых сегодня составляют люди молодого поколения,  наверняка было бы интересно узнать, как начинался жизненный и спортивный путь футболиста, хоккеиста и хоккейного арбитра Анатолия Карташова.

- Я родился в поселке Южно-Енисейск Красноярского края в семье сотрудника НКВД золотодобывающего прииска. По роду службы отца семья часто переезжала, мы жили в Черногорске, где я стал заниматься хоккеем с мячом и футболом, а  среднюю школу  закончил в Назарово. В 1958 году я поступил на факультет физического воспитания Красноярского педагогического института и на несколько лет переключился с хоккея с мячом на хоккей с шайбой, популярность которого тогда как раз набирала обороты и в стране, и в Красноярске, в частности, а летом, естественно, играл и в футбол. В составе сборной Красноярска я дважды участвовал во Всесоюзных студенческих играх в Смоленске и зимней Спартакиаде студентов, был неоднократным чемпионом края в составе команды нашего вуза, а в 1961 году мне довелось быть участником двух товарищеских матчей сборной Красноярска против легендарного ЦСКА. Я играл на позиции левого защитника, и мне по ходу матчей неоднократно приходилось выходить в сменах против прославленной тройки сборной СССР Локтев-Альметов-Александров.

 - Чем «звезды» особенно удивили?

 - Уже тогда это была «машина» Тарасова – запредельные скорости, быстрота мышления, доведенные до автоматизма комбинации. Естественно, оба матча мы крупно проиграли, но получили урок на всю жизнь. Запомнилась также показательная тренировка, которую Анатолий Владимирович Тарасов провел с нашей командой, и после которой большинство из нас еле держались на ногах  из-за непривычных нагрузок в тарасовских упражнениях. Параллельно с соревнованиями и матчами, мы, как и большая часть молодежи того времени, по вечерам катались на стадионе «Динамо» в популярном тогда массовом катании и таким естественным образом поддерживали и совершенствовали навыки катания. По окончании института в 1962 году я недолго работал преподавателем физического воспитания в Черногорске, а затем меня призвали в армию. Я попал в число кандидатов в армейский спортивный клуб (СКА) Новосибирска вместе с другими выпускниками нашего факультета, среди которых было 18 мастеров спорта, но по каким-то причинам наша «командировка» в армейский клуб не состоялась, и нас оставили служить в Красноярске, где я стал играть в хоккей с мячом в первенстве города.

 - Как Вы попали в Абакан?

- После армии, брат уговорил. Владимир (Владимир Петрович Карташов, впоследствии заслуженный тренер России, тренер женской футбольной команды «Сибирячка», Красноярск – прим. Ю.Т.)  работал на абаканском мясокомбинате спортинструктором и играл за «Пищевик». Приехав в Абакан, я отыграл сезон за «Пищевик», а потом по приглашению Юрия Хомухина перешел в «Локомотив». Зимой играл в хоккей с мячом за студенческий «Буревестник», поскольку моим местом работы была кафедра физвоспитания педагогического института. Вскоре я попал в сборную города по хоккею с мячом, которая участвовала в зональных соревнованиях. Думаю, меня заметили, прежде всего, из-за хорошего катания. Играя за «Буревестник», я нередко забивал по 10-12 мячей за матч.

 - Команда мастеров по хоккею с мячом появилась в Абакане годы спустя, в 1980 году. Но бытует мнение, что уже в 60-е-70-е годы в Хакасии хоккей с мячом был неплохо развит. Что скажете Вы об уровне хоккея с мячом и футбола в Хакасии в те годы?

 - Конечно, хоккей с мячом был уровнем повыше, чем футбол. Хотя были неплохие ребята в футбольном «Локомотиве» - Толя Ольховик, Саша Назаренко, Толя и в хоккей с мячом хорошо играл. Тогда в хоккей с мячом играли в каждом поселке, в каждой деревне катки заливались. В ряде команд были весьма неплохие по уровню игроки, и, прежде всего, это торпедовцы Владимир Ерахтин, Анатолий Медведев, Валерий Киселев, Владимир Ковалев, а также Анатолий Ольховик (Анатолий Ольховик – воспитанник абаканского футбола, нападающий, впоследствии тренер. Выступал за «Локомотив» (Абакан), «Старт» (Ангарск), «Автомобилист» (Красноярск), «Уралмаш» (Свердловск), СКА (Хабаровск), ЦСКА, «Искра» (Смоленск) – прим. Ю.Т.).

- В свое время поговаривали, что, останься Ольховик в хоккее с мячом, из него, при должном подходе, мог бы вырасти  игрок высочайшего класса… .

- Толя был эгоистом на поле и стремился обязательно забить сам, порой в ущерб коллективной игре. Если, к примеру, по ходу какого-то матча у нас с ним было одинаковое количество забитых мячей, он никогда не отдавал пас, а стремился забить сам. Но игрок был талантливый. В большой футбол, в ЦСКА, поздновато пришел, в 27 лет, не получилось там у него. А в «Автомобилисте» он «был красноярским Мюллером», в первый же сезон 17 мячей забил.

- Кого-то из хоккеистов того поколения приглашали в команды Высшей лиги?

- В Черногорске был Анатолий Бочкарев, одноклассник моего брата, в 50-х-60-х годах играл в Высшей лиге чемпионата СССР за красноярские "Торпедо" и «Енисей», а также московские «Фили», но он уехал еще до моего приезда в Абакан. В  Иркутск пригласили Севу Белого (Всеволод Белый – воспитанник абаканского хоккея с мячом, в 1967-1980 годах игрок иркутского «Локомотива», затем судья, тренер – прим. Ю.Т.). Получал приглашение Валерий Киселев, тоже из Иркутска. Но мы были тогда уже, по хоккейным меркам, «в возрасте». Мои знакомые из красноярского «Енисея» рассказали мне забавную историю. Якобы, к ним из Омска приезжал представитель «Юности» и интересовался перспективными игроками. Ему подсказали, мол, если хочешь хорошего игрока, езжай в Абакан, бери Карташова, не прогадаешь. Но в Абакане этот «скаут» так и не появился, а по пути, в Ачинске, на стадионе, познакомился с моим однофамильцем, и тот, таким образом, оказался в Омске вместо меня, но, как оказалось, он был чистым футболистом и к хоккею с мячом имел лишь косвенное отношение. Я долго не верил в эту легенду, пока судьба не свела меня с тем самым моим однофамильцем, который и подтвердил достоверность этой истории.

- В судейство как попали? Стать арбитром не каждый решится.

- Когда был действующим игроком, меня очень сильно били, скорость у меня была высокая, остановить не могли, вот и били клюшками. Поэтому, приняв решение стать арбитром, я хотел как-то помочь игре, чтобы ребята играли нормально. Мне повезло, что меня довольно быстро заметили представители красноярской судейской коллегии, и моя судейская карьера пошла, что называется, «в гору». В Улан-Удэ я отсудил зональный турнир, там для получения республиканской категории необходимо было отсудить пять матчей, и в этот же год (1978) я получил назначение на матчи Высшей лиги. Для получения аттестации нужно было провести три матча Чемпионата СССР – я отсудил два в Иркутске и один в Кемерово, где я также играл за сборную мира (матч Сборная Скандинавских стран-Сборная мира – 2:1, Кемерово, 27 февраля 1978 года. Матч проводился во время IV Международного турнира на призы газеты «Советская Россия», команды были составлены из представителей судейского и тренерского корпусов, а также спортивных деятелей – прим. Ю.Т.). Так и пошло, и за все годы судейства у меня не было «проколов» В 1985 году мне было присвоено квалификационное звание «Судья всесоюзной категории».

- Был шанс попасть на чемпионат мира в качестве арбитра?

 - Для этого надо было попасть в число десяти лучших судей страны по результатам сезона. Я неоднократно был рядом с этой «десяткой» с формулировкой «без существенных замечаний», но в нее так ни разу и не был включен. Мой «международный» опыт ограничивается лишь рядом товарищеских матчей.

- Не секрет, что в советский период по популярности среди населения хоккея с мячом уступал лишь футболу, а Вам пришлось бывать на многих стадионах страны. Болельщики каких городов отличались особой активностью?

- Много народу приходило на матчи в Иркутске, Красноярске, Кемерово, в Хабаровске стадион всегда был переполнен. Рядом был дворец спорта,  и если в этот день игрались матчи по хоккею с шайбой, их переносили на девять часов вечера, причем, вход был бесплатный, и болельщики хоккея с мячом шли после матча во дворец спорта греться.

- С Сибирью понятно. А в центральной части страны?

 - В Горьком зритель хорошо ходил, хотя там стадион небольшой, в Красногорске была хорошая посещаемость, на матчи «Динамо» в Москве мало зрителей приходило, в Калиниграде (ныне Королев - прим. Ю.Т.) тоже. В Ульяновске всегда много болельщиков было.

- Матчи алма-атинского «Динамо» на Медео приходилось судить?

- Я провел там 24 матча. У алмаатинцев такая тактика была – когда очки особенно были нужны или когда внизу льда не было, они лезли в горы, там они почти никогда не проигрывали. А зрители больше ходили на матчи внизу, в Алма-Ате. На Медео очень тяжело дышалось, даже нам, судьям. Алмаатинцы там тренировались, им проще было, а приезжим командам без акклиматизации игралось тяжело.

- За годы, проведенные в хоккее с мячом, у Вас наверняка с кем-то сложились дружеские отношения и за пределами ледового поля?

- Из хоккеистов с Валерой Эйхвальдом из Свердловска, Валерием Масловым, Юрой Петровым из Красногорска, веселый был, разговорчивый парень. Со многими ребятами были уважительные, теплые отношения. Из руководства Федерации хоккея с мячом Александр Петрович Черемушкин всегда поздравления присылал (А.П. Черемушкин – председатель всесоюзной коллегии судей в 1980-1986 годах – прим. Ю.Т.). Он действительно был человеком с большой буквы, фронтовик, имел серьезные боевые награды. Александр Петрович по внешнему виду человека определял, можно ли ему доверять судить или нет. Александр Петрович был однажды у меня в гостях, а в доме в тот день лифт сломался. Вот и пришлось моему гостю пешком идти на девятый этаж.

- Сейчас с кем-то поддерживаете связь?

- Сейчас уже, к сожалению, нет.

- В Вашей семье есть продолжатели спортивных традиций?

- (С улыбкой): Зять был в свое время чемпионом Абакана по бадминтону. А так продолжателей нет.

- Вернемся к теме популярности хоккея с мячом. Сейчас строятся крытые катки, создаются условия для зрителей, но посещаемость матчей даже в Суперлиге оставляет желать лучшего.

- Я играл и в хоккей с мячом, и в хоккей с шайбой. Мне ближе хоккей с мячом, хотя приходилось играть и в очень суровых условиях, например, при минус 50 в Енисейске, когда мы шесть таймов по 15 минут играли. Но игра очень красивая, доступная для зрителей. Конечно, дворцы спорта – это хорошо, хотя хоккей с мячом лучше смотрится на свежем воздухе, во дворцах дышится и играется тяжелей. Но главное - это качество игры. Зрителю нужен красивый, атакующий хоккей. Например, нашим болельщикам вряд ли интересны победы «Саян» над молодежными командами со счетом 10:0. Но даже в таких матчах хоккеисты должны стремиться сыграть поинтереснее, творчески, забивать голы после красивых комбинаций. Не люблю показных «обнимашек» после забитых мячей. Зачем обниматься, если ты ведешь 10:0? Это же твоя работа. Ну и вопрос самоотдачи тоже. Что касается падения популярности этого вида спорта в общем, то хоккей с мячом нуждается в поддержке, иначе уже будет поздно, и нечего будет спасать. Есть надежда, что хоккей с мячом будет когда-нибудь включен в программу Зимних олимпийских игр, и это даст толчок к возрождению и дальнейшему развитию этого вида спорта.

- Анатолий Петрович, спасибо большое за беседу. Здоровья Вам и удачи. До встречи на стадионе.

- И Вам спасибо.

 

Беседовал Юрий Терехов