Григорий Швецов: "Мне не безразлична судьба хоккея в Хакасии"

Спорт в Хакасии
3 февраля 2016 г. в 15:41
Григорий Швецов — третий слева

Интервью газеты "Хакасия" с ветераном спорта Григорием ШВЕЦОВЫМ, мастером спорта СССР по хоккею с мячом, одним из тех, кто входил в первый состав команды «Саяны».

Жить невозможно без азарта

— Григорий Георгиевич, давайте начнём всё-таки с вас, какими путями-дорогами вы попали в хоккей?
— Раньше жизнь-то была какая... Особых развлечений в Иркутске, где я родился, нет. Ну, футбол, хоккей. А я рос мальчишкой физически развитым. Особо любил подвижные игры. В настольный теннис неплохо получалось играть. А вот на коньках кататься не очень-то умел. До поры, до времени. И почему выбрал хоккей с мячом, не знаю. Наверное, потому, что у нас в городе была команда мастеров. Болели с отцом за местный «Локомотив», старались не пропускать ни одной игры.
По телевизору, начиная с года 1962-го, смотрели все хоккейные матчи. Фирсов, Викулов, Полупанов... Потом уже появились Петров, Михайлов, Харламов... Сборную по хоккею с шайбой мы знали всю поимённо. Тянулся к спорту, понимаете. Азартен был. Я считаю, если ты не азартен, равнодушен, то смысла заниматься спортом нет. Я вот даже сейчас выхожу на лёд — хочу побеждать. Жена мне иногда говорит: «Ты хоть внукам поддайся!» А как я могу поддаться? Надо же пример подавать. Чтобы они стремились, вырабатывали характер. Без характера никаких результатов в спорте не добиться. Так меня отец воспитал. Он работал на радиозаводе. У них была своя, заводская, команда — «Рекорд». Азартным был человеком. Мне это передалось.

— Свою первую хоккейную победу помните?
— Я запомнил на всю жизнь свою первую неявку на игру. Играл за юношескую команду «Локомотив» в Иркутске. Выступали мы тогда в первенстве области. И так сложились обстоятельства, что я не смог приехать на игру. Добираться надо было на электричке, тем более в пять утра вставать, а я вот — раз — и не явился... Команда наша проиграла в тот день. Больше я ни одного матча в своей спортивной карьере не пропустил.
Что ещё вспоминается? Первые всесоюзные соревнования среди юношей в Красноярске. Шёл 1971 год. Зональный этап мы прошли вместе с красноярцами. Они стали первыми, мы вторыми. Мне там даже пенальти доверили бить. Финал проходил в Архангельске. Мы тогда хозяевам льда уступили третье место, а первым стал «Енисей».
Капитан, капитан, расскажите...

— Григорий Георгиевич, вы один из тех, кто входил в первый состав «Саян». Что вспоминается из того времени?
— Клуб «Саяны» создавался на базе «Урожая». Была такая команда при Хакасском сельхозтехникуме. «Урожай» за свою недолгую историю несколько раз побеждал на чемпионате России среди сельских команд. Естественно, и я был в том составе, попал в поле зрения Виталия Лазицкого, назначенного тренером «Саян».
Нас, спортсменов, собрали в конце мая — начале июня 1980 года, и дело пошло. Первые тренировки, сборы. Надо сразу сказать, что Лазицкий — тренер неуступчивый. Если создавать команду, считал он, то всё должно быть по высшему разряду. Начиная от клюшек, спортивной формы... А если тренироваться, то по максимуму. Уровень требований заметно повысился. Отбор шёл по принципу: кто выживет. Кто-то не выдержал нагрузок и ушёл, кто-то остался. Требовалось соответствовать уровню первой лиги. Против нас тогда играли иркутский «Локомотив», омская «Юность», красноярское «Торпедо», сформированное из игроков «Енисея», кстати. Ребята — с амбициями. Но ничего, мы тех же торпедовцев в том сезоне восемь раз подряд обыграли.

— Вы ведь были первым капитаном.
— Это — да. Я даже когда за «Урожай» играл, меня выбирали капитаном. Всё время как-то так получалось. Доверяли, наверное. Я не злоупотреблял доверием тренерского штаба, ответственно подходил к тренировкам, выкладывался на каждой игре... Я не скоростной. Но удар был неплохой. Заряженность на победу, выносливость. Полная самоотдача на игре. Если приехали на матч, давайте играть, всё остальное — потом.

— Сколько на вашем счету забитых мячей в составе «Саян»?
— 57. И это при том, что я играл не в нападении. Полузащитник. С «пятаков» забивал, с пенальти... 12-метровые бить мне доверяли частенько. Почему? Отличался стабильностью. Тут же необязательно иметь сумасшедший удар. Попасть, обхитрить — вот что важно.

— На кого равнялись в те годы?
— Я же рассказывал: ходил с отцом на стадион болеть за иркутский «Локомотив». А бился-то он с кем? Приезжали московское «Динамо», «СКА-Свердловск»... Дураков, Канарейкин, Атаманычев... В воротах Лазарев играл, Мельников... Мы на них смотрели, как... Да чего там, мы на своих-то из «Локомотива» смотрели, как на звёзд мировой величины. Нам казалось, что они такие мужики. Высокие, широкоплечие... Все какие-то такие по-спортивному злые. Они бились со всеми, невзирая ни на какие титулы. Где-то, может, и мастерства не хватало, проигрывали. Но выглядело это всегда достойно.
Я что хочу сказать: большим игроком ты никогда не станешь, если у тебя нет интеллекта. Если ты человек ограниченный, ничем не интересуешься, взглянуть на себя со стороны не сможешь. А без анализа своих действий вырасти в мастеровитого спортсмена невозможно. Нужно прислушиваться к тому, что тебе говорят. Иногда человек думает, что он достиг какого-то уровня, вроде как этого вполне достаточно. А если проанализировать свои возможности? Может, не предел, может, есть ещё шанс вырасти в высококлассного игрока. Можно обижаться не обижаться, но вот этого, на мой взгляд, некоторым молодым как раз не хватает. Большинство игроков нынешнего поколения хоккеистов как будто отбывает номер. Они на кого-то вечно обиженные. Вот зарплата не такая. То не то, это не так. Я им говорю: «Ребята, так вы учитесь играть — вас и в «Енисей» возьмут. Да куда угодно!» Иногда слышу: «Я с этой руки бить не умею...» «Так ты и учись, отрабатывай удар!» Кто-то спиной вперёд кататься не может. «А зачем мне это?» «Ты должен быть универсалом, — объясняю. — Попадёшь в другую команду, а кататься не умеешь. Тебе скажут: «Парень, ты куда приехал?» И я очень рад, что есть молодые хоккеисты, которые уже чего-то добились своим трудом, талантом... Много тому примеров. Вася Жаукенов в Иркутске сейчас, Алан Джусоев — в Красноярске. Илья Лопатин, Артём Варламов... У них же получилось себя показать.

Пас, гол... Красота!

— 1985 год помните? Команда перешагнула из первой лиги в высшую. И шведов гнули в тот год... Довольно яркие страницы в истории спортивной Хакасии. Шведский «Вестерос» обыгрывали со счётом 7:3, 5:3... А он, между прочим, был чемпионом Швеции.
— И шведы, и финны приезжали. Но я бы не стал придавать товарищеским играм огромного значения. Умалять бы их важность тоже не взялся. В популяризации хоккея с мячом это играло важную роль. Международные игры, без всякого преувеличения, стали событием, праздником для всех любителей бенди. Собиралось какое-то невероятное количество болельщиков на трибунах.
Гораздо тяжелее приходилось играть в финале за выход в высшую лигу здесь, в Абакане. Нашим основным соперником в подгруппе был новосибирский «Сибсельмаш». С ним-то мы и вышли в финальный этап. Надо было побеждать в каждом матче. А первая игра — опять против «Сибсельмаша».
3:1 ведём по ходу встречи. Казалось бы, всё, игра сделана. Второй тайм: раз — 3:3. И особых-то преимуществ у нас в один миг не стало.
После одного из навесов в штрафную площадь завязалась борьба за мяч. Такая куча мала образовалась. А я вижу, мяч отлетает к центру поля, ко мне. Оцениваю взглядом ситуацию и с ходу бью по воротам. Думаю: «Лишь бы попасть...» Вратарь бежит, но не достаёт. Мяч опускается в ворота. Оказалось, что этот гол стал решающим — победили 4:3. Болельщики со стажем до сих пор мне при встрече напоминают про тот удар.

— Вам тогда даже дали почётный приз за самый красивый гол. А помните, как вы в другом уже матче забили, обыграв четверых игроков и вратаря?
— Это было чуть раньше — в календарном матче. Играли опять же с новосибирцами. То ли троих, то ли четверых убрал на одном движении. Обычно я не сторонник обводок, люблю отдать пас. Так получилось. А вообще-то я — коллективный игрок. Моя задача как полузащитника — подносить снаряды, отрабатывать в обороне. Мы обычно играли на пару с Виктором Лабуном. Лазицкий мне говорил: «Ты при любом удобном случае ему отдавай мяч. А он такой работоспособный, что всё сделает как надо...» Так что я никогда не жадничал. Интересы команды превыше всего. Если некоторые тянут на себя одеяло, это уже люди недопонимающие.
А какое это удовольствие — отдать пас. Специалист, понимающий в хоккее, больше оценит как раз того игрока, который всё сделал, чтоб выложить на блюдечке мяч своему партнёру. Он разобрался в ситуации, принял верное решение. На поле ситуаций — масса. Можно этому отдать мяч, а можно другому. А надо ведь выбрать самое верное решение.
Я вот свою игру анализирую сейчас. В течение пяти лет играл без замен. Значит, какую-то пользу я приносил команде, раз тренер мне доверял.

— Травмы вас не преследовали?
— В Сыктывкаре была травма. С Омском играем. На последних минутах верховой мяч. Я к нему — и мне клюшкой прилетает прямо в глаз. Рукой закрыл, думаю: «Всё, остался без глаза... Теперь и в штурманы не возьмут...» Нет, обошлось. Положили меня в госпиталь. Сказали: «Контузия левого глаза». Какое-то время с фингалом ходил.
Ещё одна травма была пять лет назад — за ветеранов выступал. Мениск коленного сустава мне повредили. Операцию сделали, но до сих пор меня эта травма беспокоит.

Не первым делом самолёты

— Помимо хоккея в вашей жизни была авиация. Вы...
— ...штурман гражданской авиации. Я окончил Кировоградское лётно-штурманское училище гражданской авиации. Три года отучился и был направлен в Абакан. Думаете, как я здесь оказался в 1974 году? По направлению. Раньше было всё строго. Работал на абаканском авиапредприятии. В то время там насчитывалось более 1500 работников.

— Но вы ведь не ушли из хоккея...
— А зачем? Я играл за абаканский «Урожай». Прилетаю, допустим, из Алма-Аты в 9 утра, знаю, что сегодня игра в Шушенском. Переодеваюсь, ем, сумку на плечо и на автобус — играть.
Коллеги по работе просились в отпуск летом, а я — зимой. Старался любыми путями подстроить свой график под тренировки, поездки на соревнования. Всё было посвящено спорту.
7 января уже 62 стукнуло, а душа-то просит играть. С ребятишками занимаюсь в 22-й школе от городской ДЮСШ, на лёд выхожу с большим удовольствием.

— Из «Саян» вы ушли...
— ...в 1986 году. Но с хоккеем завязывать тогда ещё не собирался. Какое-то время выступал за черногорский «Шахтёр» в первой лиге.

— Однако век штурмана недолог...
— На пенсию я ушёл в 38 лет, как только налетал 7000 часов. Как сейчас помню, 1 января 1992 года. Ан-24, Ан-26, Ту-154 после этого мне только снились. Где работал? Пригласили тренером в «Саяны».

— Бронзовые медали чемпионата России — это и ваша заслуга.
— Главным тренером был Виктор Лабун. Это в первую очередь его заслуга. На финал, где решалась судьба наград, я не выезжал. Команда испытывала определённые финансовые трудности. Пусть лучше поедет ещё один игрок, чем я. Тяжёлое было время, чего скрывать.
А команда у нас в 1993 — 1994 годах была хорошая, добротная. Уже ребята поигравшие, опытные. Виктор Антонович, несмотря на все трудности, хорошо сработал.
Но экономическая ситуация в стране всё же наложила отпечаток на хакасский хоккей. Хотели вообще чуть ли не распустить команду. Такой сыр-бор пошёл. Говоря откровенно, мне предлагали возглавить «Саяны», но я отказался. Пришлось бы заниматься финансовыми вопросами, а не спортивными делами. Меня это не устраивало. Назначили Сашу Хрисоненко. Я его хорошо знал (за «Урожай» вместе играли). Человек профессиональный, успел поработать в Швеции как игрок, тренер. Я был рад за него. Болел, переживал за команду. Мне небезразлична судьба хоккея в Хакасии. По мере сил и возможностей уже на протяжении 20 лет занимаюсь с детьми, стараюсь делать так, чтобы они выросли хорошими людьми.
Вася Жаукенов у меня начинал... Теперь он в Иркутске. Артём Варламов, который сейчас в «Енисее»... Прошли через мои руки и ребята из нынешнего состава «Саян»: Артём Торточаков, Виталий Шнайдер, Денис Кукин...
Я занимаюсь с ребятишками с 1-го класса. Учу кататься на коньках. Прививаю любовь к спорту. Самых способных рекомендую тренерам детско-юношеской спортивной школы Абакана. Вот сейчас пятеро мальчишек 2005 — 2006 годов рождения занимаются в ДЮСШ у Игоря Лопухина. Есть способные ребята 2003 года рождения. Если они будут выезжать на соревнования в другие регионы, у них появится возможность набраться мастерства. Вариться в собственном соку, как известно, — это не шаг вперёд. Будут хорошо заниматься — глядишь, и в «Саяны» попадут.
В нынешнем сезоне, кстати, у «Саян» достаточно хороший состав игроков подобрался. Есть неплохие исполнители. Команде вполне по зубам завоевать путёвку в суперлигу. Всё это хорошо и замечательно, но... Допустим, завоюют путёвку, а что дальше? Кто останется в команде в следующем сезоне? Если молодой хоккеист хорошо заиграет, его пригласят, условно говоря, в Кемерово или Иркутск. Так не лучше ли подписывать контракты с перспективными спортсменами не на год, а на три? Это касается и варягов. Пусть они не только получают деньги, но и несут ответственность, переживают за будущее команды.
Вот сейчас есть ребята 1999 года рождения при ДЮСШ. Вполне могут усилить «Саяны» и в будущем составить костяк команды. Достаточно создать им условия для роста. Они — не приезжие, наши, местные. Им не надо платить сумасшедшие зарплаты. Пусть играют пока не на первых ролях, но пройдёт время, наберутся опыта. Очень важно найти правильную позицию в решении данного вопроса. В былые годы это же удавалось делать. Сколько выросло у нас мастеров? Ерахтин, Дубинин, Ельчанинов, Менжуренко, Терентьев, Лопухин, Галеев, Калинин, Кунстман... Родились они, может быть, не все в Хакасии, но остались-то жить здесь. И сейчас приносят большую пользу для хоккея республики.
А то, что сегодня хоккей в Хакасии не умер в столь непростых экономических условиях, — уже заслуга республиканских властей, руководителей муниципальных образований. Я за то, чтобы не стоять на месте, а развиваться. Думаю, меня в этом поддержат все любители русского хоккея.

Беседовал Александр ДУБРОВИН

газета "Хакасия"